Евгений Бершицкий (jeka_jj) wrote,
Евгений Бершицкий
jeka_jj

В тридевятом царстве: femme fatale русских сказок


Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит... Про лешего мы не будем, а вот про волшебных барышень из русских народных преданий почему бы не вспомнить. Тем более, что они гораздо интереснее беспомощных европейских принцесс.

1. Баба-яга

Сказки: «Баба-Яга», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Иван-царевич и серый волк».

Уродливая старуха, которая то и дело норовит полакомиться человечинкой, определенно, пришла в наш мир с «иной» стороны. Уже имя персонажа указывает на её хтоническое происхождение: праславянский корень «яг» использовался для обозначения змей и других гадов, населяющих подземный мир.

Баба-яга, как известно, обитает в Тридесятом царстве за огненной рекой Смородиной (аналог греческого Стикса – граница между мирами). Её жилище, избушка на курьих ножках, представляет собой не что иное, как «избу смерти» – погребальное сооружение древних славян – деревянный сруб, который стоит на очень высоких «курных» (окуренных дымом) пнях.

В своей избе старуха лежит неподвижно – «нос в потолок врос». О присутствии в доме посторонних узнает по запаху – «фу-фу, русским духом пахнет». В славянской мифологии мертвые не видят живых, а живые – мертвых.

В разных историях Ягинична предстает то героем-вредителем, то помощником. Одно неизменно: чтобы попасть в иной мир, Ивану необходимо пройти через её избушку. Внутри этого своеобразного «портала» герой получает знания и навыки, которые помогают ему вернуться из странствия целым и невредимым.

2. Снегурочка

Сказки: «Снегурочка», «Снегурушка и Лиса»

Героями русских народных сказок редко становились дети. Особенно девочки. Как правило, те из них, что начинали совсем крохами, по ходу сюжета стремительно взрослели и в финале удачно выходили замуж.

Одним из немногих фольклорных образов, «законсервированных» в своем нежном возрасте, стала Снегурочка.

Имя этого персонажа напрямую связано с его происхождением. Однажды бездетная пара вылепила из снега маленькую девочку, которая, к радости родителей, превратилась в настоящего ребенка.

Но врожденный дефект не позволил Снегурочке прожить долгую и счастливую жизнь. Играя в лесу с подружками, она прыгнула через костер и тут же растаяла, обратившись в облачко. Эта история представляет собой обработанный вариант «метеорологического мифа», в котором природный (зимний) дух умирает при смене сезона.

Трагический образ ледяной девочки развил А.Н. Островский в одноименной пьесе 1873 года. У Островского Снегурочка, дочь Мороза и Весны, погибает во время ритуала почитания Ярилы – бога солнца.

К началу XX века Снегурочка наконец избавилась от привычки таять при любом удобном случае. С 1930-х гг она стала постоянной спутницей Деда Мороза – приводит на праздник лесных зверей, развлекает детей, дарит подарки. Теперь срок её жизни ограничен новогодними праздниками.

3. Хозяйка медной горы

Сказки: сборник «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова

Этот фольклорный образ, фигурирующий в преданиях уральских горняков, знаком современному читателю благодаря литературной обработке П. П. Бажова.

Он описывает Малахитницу как девицу невероятной красоты в роскошном, под стать богатствам уральских недр, наряде: на ней платье из шелкового малахита, в иссиня черную косу вплетены ленты из листовой меди.

Слуги Хозяйки – крошечные обитатели скалистых ущелий – ящерки. Сама Каменная дева тоже может обращаться в ящерицу – с человеческой головой и в короне. В своих гостях-рабочих она превыше всего ценит честность, трудолюбие и преданность делу.

Хозяйка хоть и «любит над человеком мудровать», но никогда не вредительствует просто так: она либо испытывает, либо, если попался жадный, ленивый или лживый, наказывает.

Несмотря на недюжинную волшебную силу, Малахитнице ничто человеческое не чуждо. В сказе «Медной горы Хозяйка» она влюбляется в рабочего Степана, чем обрекает и себя, и его на страдания. Даром, что роковая.

Разумеется, в горно-рабочем фольклоре образ Малахитницы менее конкретен. Персонифицированная природная стихия, горный дух имеет много имен – Азовка-девка, Горная матка, Каменная девка, Золотая баба – и отсылает, по-видимому, к языческому культу Богини-матери.

4. Русалка

Сказки: сборник «Русалочьи сказки» А. Н. Толстого

Прижившийся в современной массовой культуре образ русалки – девушки с рыбьим хвостом вместо ног – имеет мало общего с древнеславянским представлением об этих существах.

В славянской мифологии русалки – души «заложенных покойников», девочек или женщин, погибших неестественной смертью, часто - утонувших или утопившихся. Выглядят они ровно так же, как и обычные женщины.

Нагие и простоволосые русалки по ночам выбираются из водоемов на сушу, где расчесывают гребнем свои длинные волосы. Заблудившегося путника русалка может защекотать до смерти или утащить к себе в подводное царство.

Предшествующую Троице неделю традиционно называют Русальной. Считается, что в это время русалки ежедневно резвятся в лесах и полях, а на седьмой день возвращаются в воду.

Надо сказать, что русалки в русских народных сказках не появляются. Их среда обитания былички – еще один распространенный жанр народного фольклора – рассказ о встрече с нечистой силой. Одну из таких историй включил в свой сборник авторских сказок А. Н. Толстой.

5. Кикимора

Сказки: сборник «Русалочьи сказки» А. Н. Толстого

Еще один персонаж быличек – обитающий в чуланах и на чердаках зловредный дух по имени Кикимора.

Кикимора похожа на маленькую уродливую старушонку в лохмотьях и с палкой вместо посоха. Больше всего на свете Кикимора любит две вещи: прясть и пакостить. И при любом удобном случае совмещает эти занятия – треплет, рвет или крадет кудель, оставленную пряхами без присмотра.

Серьезного вреда человеку Кикимора причинить не может – только нервы попортит. Она бьет посуду, разбрасывает одежду, стрижет шерсть с овец и выщипывает перья у кур, шумит, гремит, мешает спать.

Откуда берутся в домах Кикиморы – неизвестно. Не то еще один беспокойный дух – «неправильный» покойник, не то воплощенное проклятие, порча, которую навели, скажем, строители дома в отместку за плохое обращение подрядчика.

Самым опасным видом кикимор считается Кикимора болотная или лесная – она имеет обыкновение воровать маленьких детей из люлек и утаскивать их в лесную чащу.

6. Царь-девица

Сказки: «Марья Моревна», «Сказка о трех царствах», «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде».

Царь-девица – это не столько персонаж, сколько тип персонажа. Марья Моревна, Усоньша-богатырша, Белая лебедь Захарьевна, Девица-синеглазка – каких только имен нет у первой русской амазонки.

В большинстве текстов Царь-девица предстает как самостоятельная, умная женщина. Без посторонней помощи она заправляет делами в своем девичьем царстве-государстве, где есть много такого, что простому смертному и не снилось: молодильные яблоки, живая и мертвая вода.

Царь-девица часто выступает в роли воительницы – она руководит девичьим войском и на равных сражается не только с заезжими Иванами, но даже с самим Кощеем. Правда, вместо силушки богатырской она зачастую использует колдовство. Царевичам приходится изрядно попотеть, чтобы взять её себе в жены.

Исследователи считают, что в образе могущественной женщины-правительницы отразились матриархальные установки наших далеких предков.

7. Василиса Премудрая

Сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная».

Ближайший «родственник» Царь-Девицы – Василиса Премудрая, она же – Прекрасная. Её образ возникает в контексте взаимоотношений с мужскими персонажами. Тем не менее, она хоть и царская дочь, но не бессловесная царевна, которой без Ивана никуда. Василиса сама не промах – она лихо справляется с кознями злой мачехи, свекра и других несимпатичных родственников. И заодно помогает Ивану не упасть в грязь лицом.

Магия окружает Василису всюду – ей подчиняются растения и животные, она руководит целым отрядом волшебных помощников.

Как и в случае с Царь-девицей, отношения смертного Ивана со сверхъестественным существом преображают последнего. По ходу сюжета «чудесная невеста» из обычного парня (пусть даже королевской крови) делает красавца-удальца, которого и подругам-волшебницам показать не стыдно.

Источник: Апрель


Tags: Крутяк, Мультик, Расслабься, Улыбнуло, Что нравится, Это интересно
Subscribe

Posts from This Journal “Мультик” Tag

promo jeka_jj june 19, 2016 15:45 95
Buy for 30 tokens
Привет, мои нынешние и будущие друзья! Только недавно узнал, что сегодня то - международный день друзей! А друзья - это же так прекрасно (гифка это подтверждает). А по сему предлагаю взаимную друЖЖбу)). Ну и кратко о себе - мне 30 лет, живу в Салавате, что в славной Башкирии, увлекаюсь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments